г. Санкт-Петербург
+7 812 337-26-06
МЕТОД А. ТОМАТИСА
(БЕССОН)

то это?

Аудиовокальный тренинг для развития слухового восприятия и нормализации работы вестибулярной системы. Метод разработан французским врачом Альфредом Томатисом в начале 50-х го- дов ХХ века. Тренинг проводится на аппаратуре фирмы Besson of Switzerland.

Читать статью Кристофа Бессона
Перевод с французского: "Генезис и эволюция электронного уха".


Альфред Томатис различал два процесса: пассивный — слышать и активный — воспринимать необходимую слуховую информацию и отфильтровывать лишнюю. Во время тренинга мозг учится воспринимать слуховую информацию более эффективно, организованно и сбалансированно.

ому назначается?

Занятия назначаются детям с нарушениями устной и письменной речи, нарушениями внимания, нарушениями аутистического спектра (в том числе детям с гиперчувствительностью к звукам), детям после КИ.

Тренировки применяются не только в работе с детьми, метод используют оперные певцы, которые хотят улучшить свои вокальные возможности, а также взрослые, изучающие иностранные языки.

акая аппаратура используется на тренировках?

Это аппаратный тренинг, поэтому выбор аппаратуры очень важен. В клинике «Прогноз» используется аппаратура фирмы Besson of Switzerland с аналоговой обработкой звукового сигнала. Мы используем только проводные устройства, которые обеспечивают максимальное качество звука. Прибор «электронное ухо Бессона» (Electronic ear of Besson®) осуществляет фильтрацию звука в режиме реального времени.

Индивидуальный курс составляется после проведения аппаратного теста слухового внимания, который оценивает особенности воздушной и костной проводимости звука.

акие проблемы это решает?

У некоторых детей нарушено восприятие звуков высоких частот. Из-за того, что ребенок нечетко слышит многие согласные звуки, нарушается формирование и его собственной речи.

Еще одна проблема: не все дети могут хорошо воспринимать речь на фоне окружающего шума, например, в классе. Иногда ребенок выглядит невнимательным из-за того, что его мозг не может отделить важную слуховую информацию от второстепенной.

Есть дети, которые преимущественно слушают правым ухом, есть те, которые слушают в основном левым. Правое ухо связано с левым полушарием головного мозга, в котором расположены речевые зоны. Если ребенок больше слушает левым ухом, то информация сначала поступает в правое полушарие, потом в левое, что занимает больше времени. Кроме того, по пути звуки могут искажаться, особенно звуки высокой частоты. Это затрудняет понимание услышанного. С помощью тренировок можно сделать правое ухо ведущим. Это открытие, которое сделал А. Томатис, стало широко применяться и было зарегистрировано как «эффект Томатиса» во Французской академии медицины.

Во время тренинга используется воздушная и костная проводимость звука — специальное вибрирующее устройство доставляет звук через кости черепа прямо во внутреннее ухо. У многих детей и взрослых есть дисбаланс между воздушной и костной проводимостью — тренинг нормализует баланс между воздушным и костным каналами.

Так как вестибулярная система, так же как и слуховая, находится во внутреннем ухе и анатомически связана с ней, тренинг по методу А. Томатиса способствует нормализации работы вестибулярной системы.

В клинике «Прогноз» у мамы есть возможность бесплатно пройти тренинг вместе с ребенком. Это очень важно, потому что эффективность работы с ребенком и динамика его развития существенно зависят от качества материнского голоса. Тренинг также способствует укреплению привязанности ребенка к маме, так как он слышит мамин голос таким, каким слышал его во время внутриутробной жизни.

Этот опыт важен также для приемных детей, он позволяет выстроить привязанность к новой маме.

ак проходят занятия?

До тренинга с помощью специальной аппаратуры проводится тест слухового внимания для воздушной и костной проводимости звука. На основе его результатов составляется индивидуальная программа тренинга. Тест повторяется в середине и в конце курса.

Метод удобен тем, что не требует от ребенка никаких усилий, поэтому он подходит детям с поведенческими трудностями. Ребенок в наушниках слушает музыку или голос. При этом он может заниматься любым спокойным делом: строить из конструктора, рисовать, лепить из пластилина — тренировки проходят в игровой комнате.

Специальное устройство — «электронное ухо» — позволяет модифицировать звуки с помощью особых фильтров. В музыку ничего не добавляют, наоборот, вырезают поочередно то высокочастотные, то низкочастотные компоненты. Во время тренировок ребенок слышит музыку через наушники — это воздушная проводимость звука. Кроме этого, звук передается с помощью специального виброустройства, прикрепленного к наушникам, — используется костная проводимость. Так внутреннее ухо готовится к восприятию звука, передающегося через наружное ухо воздушным путем.

Для тренировок используются записи музыки Моцарта и григорианских хоралов. Также проводится работа с материнским голосом. После обработки голоса мамы «электронным ухом» ребенок слышит его так, как слышал во время внутриутробной жизни. Еще одним важным компонентом является возможность для ребенка слышать свой собственный голос с изменением частотных характеристик.

А. Томатис сделал важное открытие: наиболее стимулирующими и целительными являются звуки высокой частоты.

Внимание! Есть противопоказания.

Данная методика имеет противопоказания, тренировки назначаются неврологом после проведения ЭЭГ. ЭЭГ необходимо провести за три дня до начала каждого курса. Важно помнить, что нельзя приводить ребенка на занятия во время острого периода любого заболевания.