то такое комплексное обследование слуха?
У большинства наших пациентов нарушено восприятие слуховой информации. Чтобы назначить правильную терапию, в первую очередь необходимо выявить, на каком уровне слуховой системы нарушается регистрация и обработка слуховой информации:
- Периферический уровень (среднее, внутреннее ухо)
- Центральный уровень (мозг)
- Нарушения есть и на периферическом, и на центральном уровнях
Периферические нарушения слуха – это нарушения работы среднего уха или/и внутреннего уха. Для выявления патологий используются следующие методики:
Нарушения слуха на периферическом уровне могут быть:
- врожденными, в том числе генетически обусловленными (иногда слух снижается постепенно, например, к концу второго года жизни).
- приобретенными (последствия отитов, ототоксических антибиотиков, травм)
- временными (серные пробки, аденоидит)
Нарушение слуха на периферическом уровне приводит к тому, что центральные отделы слуховой системы (мозг) не получают необходимой стимуляции и их развитие нарушается. В результате возникают нарушения речевого развития и внимания.
Центральные нарушения обработки слуховой информации (центральные нарушения слухового восприятия).
У ребенка могут отсутствовать периферические нарушения слуха, но его слуховое восприятие нарушается из-за функциональной незрелости структур мозга, которые обрабатывают слуховую информацию. В первую очередь необходимо оценить функциональное состояние ствола мозга, так как он достигает функциональной зрелости раньше, чем слуховые зоны коры. В стволе есть несколько центров первичной обработки слуховой информации. Если имеются дисфункции ствола, слуховые зоны коры не получают необходимой стимуляции и не могут полноценно развиваться. В стволе также находятся вестибулярные ядра.
Для назначения эффективной терапии необходимо провести диагностику 4-х аспектов обработки слуховой информации мозгом, поэтому необходимо провести комплекс исследований:
- Частота – мульти - ASSR
- Время (временные, скоростные характеристики) – АСВП метод VI пика
- Интенсивность (громкость) - КСВП
- Локализация (пространственные характеристики – откуда звук) – цВМВП (оценка отолитовой части вестибулярного аппарата)
В каких случаях необходимо комплексное аудиологическое обследование?
ребенку никогда не проводили комплексную диагностику слуха
ребенок не реагирует на речь и другие звуки
есть задержка речевого развития
ребенок перенес отит, менингит, тяжелые формы гриппа, гайморит, была травма головы или сотрясение мозга, назначались антибиотики
всем недоношенным детям и детям, имеющим в анамнезе лечение в ОРИТ
С какого возраста можно проводить комплексное исследование слуха?
В комплекс аудиологических исследований включены методики, которые не требуют от ребенка ответов на вопросы врача: слышит он звук или не слышит. Приборы автоматически регистрируют активность различных отделов слуховой системы. Поэтому исследования можно проводить детям с первых недель жизни. Чем раньше выявлены нарушения слуха и назначена терапия, тем лучше будет развиваться ребенок.
Наши врачи успешно обследуют слух также у детей с проблемным поведением (аутизм, СДВГ). Важно помнить о том, что слух может нарушаться в любом возрасте из-за ЛОР заболеваний, антибиотиков, травм, а также генетических причин. У детей с нарушениями развития в 80% случаев выявляется функциональная незрелость ствола мозга, которая приводит к центральным нарушениям обработки слуховой информации. В этом случае уши слышат, но мозг не может адекватно интерпретировать информацию.
В нашей клинике все исследования проводятся детям в состоянии бодрствования, не используется наркоз и седативные препараты.
Все исследования безболезненны и безопасны для здоровья ребенка.
одробнее о каждом исследовании слуха
Отоскопия – врач с помощью отоскопа проводит визуальный осмотр наружных слуховых проходов. Это важно, так как серные пробки, отеки могут искажать результаты аудиологической диагностики.
Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) – рефлекс, который позволяет сделать выводы о функциональном состоянии улитки внутреннего уха.
Тимпанометрия – исследования функции среднего уха, степени подвижности барабанной перепонки и проводимости слуховых косточек (молоточек, наковальня, стремечко), исследование состояния барабанной перепонки.
КСВП (объективная аудиометрия) – объективная оценка порогов слуха (насколько тихие звуки способна регистрировать слуховая система).
Мульти ASSR – способность ствола мозга реагировать за звуки определенных частот (оцениваются частоты речевого диапазона). Интенсивность звуков соответствует громкости бытовой речи (60 Дб).