Задержка речевого развития (ЗРР) — это отклонение от возрастной нормы в становлении речи ребёнка. Ребёнок начинает говорить позже сверстников, его словарный запас ограничен, фразы короткие или не сформированы вовсе. Чаще всего о ЗРР говорят пока ребенок младше 3-х лет. После 3-х лет ребенок с нарушением речевого развития может получить другой диагноз – неврологический или педагогический (алалия, ОНР, диспраксия речи и т.д.). К сожалению, между специалистами все еще нет согласия по поводу постановки диагнозов. Часто одинаковые нарушения речи у ребенка могут по-разному классифицировать не только невролог и логопед, но и специалисты одного профиля. Важно не ждать «окончательного» диагноза, а начать действовать, как можно раньше.
СИМПТОМЫ. КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ:
Ребёнок молчит или говорит отдельные звуки/слоги после 1,5 лет
Понимание речи окружающих снижено, понимает простые высказывания, связанные с повторяющимися ситуациями.
Нет фразовой речи в 2 года
Замедленное развитие активного и пассивного словаря
КАКИЕ ЕЩЕ «КРАСНЫЕ ФЛАЖКИ» ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ЖДАТЬ НЕЛЬЗЯ – НУЖНО ДЕЙСТВОВАТЬ:
В младенческом возрасте ребенок был очень спокойным, редко пытался привлечь к себе внимание взрослых.
Ребенку больше года, но у него нет указательного жеста или он использует руку взрослого, чтобы что-то попросить
Ребенку два года, но он у него не только нет фразовой речи, он не использует жесты, чтобы объяснить окружающим, что он хочет.
У ребенка есть трудности с жеванием, он ест только протертую пищу в возрасте старше 1 года.
МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МОГУТ БЫТЬ РАЗНЫМИ:
Недоношенность, родовые травмы, гипоксия
Нарушение слуха или слухового восприятия
Задержка в развитии внутренних связей в мозге, обеспечивающих понимание и формирование речи
Отсутствие благоприятной речевой среды дома (например, в условиях чрезмерного использования гаджетов)
Генетическая предрасположенность
Эмоциональные и поведенческие особенности (в том числе аутизм/ РАС)
Различные неврологические синдромы
ПОЧЕМУ ВАЖНО НЕ ЖДАТЬ: До 5 лет мозг ребёнка особенно чувствителен к обучению речи. Чем раньше начата работа со специалистами, тем выше шанс преодолеть отставание. Задержка без коррекции может повлиять на обучение, социальные навыки и самооценку в будущем.
ЧТО ДЕЛАТЬ:
Пройти комплексную диагностику слуха, чтобы исключить нарушения слуха. Даже незначительное снижение слуха может негативно влиять на речевое развития. Особенно это актуально для часто болеющих детей.
Пройти неврологическую аппаратную диагностику, чтобы выявить механизмы нарушений речи. Сейчас существуют специальные тренинги, помогающие максимально активировать естественные механизмы речевого развития.
Начать занятия со специалистами. Рекомендации по выбору специалистов можно получить после диагностики
При необходимости — включить медикаментозную поддержку
Создать дома речевую среду, которая будет способствовать речевому развитию ребенка. В центре «Логопрогноз» проводится коучинг для родителей «Локомотив», который помогает родителям научиться использовать в повседневной жизни.
эффективные стратегии преодолении задержки речевого развития ребенка
Не ждите, пока «перерастёт». Речь — основа мышления, общения и успешного обучения. Научные исследования показывают, что дети, которые заговорили после 3-х лет, хуже справляются с учебной программой в школе.