ЗРР

Задержка речевого развития (ЗРР)

Задержка речевого развития (ЗРР) — это отклонение от возрастной нормы в становлении речи ребёнка. Ребёнок начинает говорить позже сверстников, его словарный запас ограничен, фразы короткие или не сформированы вовсе.
Чаще всего о ЗРР говорят пока ребенок младше 3-х лет. После 3-х лет ребенок с нарушением речевого развития может получить другой диагноз – неврологический или педагогический (алалия, ОНР, диспраксия речи и т.д.). К сожалению, между специалистами все еще нет согласия по поводу постановки диагнозов. Часто одинаковые нарушения речи у ребенка могут по-разному классифицировать не только невролог и логопед, но и специалисты одного профиля.
Важно не ждать «окончательного» диагноза, а начать действовать, как можно раньше.

СИМПТОМЫ. КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ:
  • Ребёнок молчит или говорит отдельные звуки/слоги после 1,5 лет
  • Понимание речи окружающих снижено, понимает простые высказывания, связанные с повторяющимися ситуациями.
  • Нет фразовой речи в 2 года
  • Замедленное развитие активного и пассивного словаря

КАКИЕ ЕЩЕ «КРАСНЫЕ ФЛАЖКИ» ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ЖДАТЬ НЕЛЬЗЯ – НУЖНО ДЕЙСТВОВАТЬ:
  • В младенческом возрасте ребенок был очень спокойным, редко пытался привлечь к себе внимание взрослых.
  • Ребенку больше года, но у него нет указательного жеста или он использует руку взрослого, чтобы что-то попросить
  • Ребенку два года, но он у него не только нет фразовой речи, он не использует жесты, чтобы объяснить окружающим, что он хочет.
  • У ребенка есть трудности с жеванием, он ест только протертую пищу в возрасте старше 1 года.

МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МОГУТ БЫТЬ РАЗНЫМИ:
  • Недоношенность, родовые травмы, гипоксия
  • Нарушение слуха или слухового восприятия
  • Задержка в развитии внутренних связей в мозге, обеспечивающих понимание и формирование речи
  • Отсутствие благоприятной речевой среды дома (например, в условиях чрезмерного использования гаджетов)
  • Генетическая предрасположенность
  • Эмоциональные и поведенческие особенности (в том числе аутизм/ РАС)
  • Различные неврологические синдромы

ПОЧЕМУ ВАЖНО НЕ ЖДАТЬ:
До 5 лет мозг ребёнка особенно чувствителен к обучению речи. Чем раньше начата работа со специалистами, тем выше шанс преодолеть отставание. Задержка без коррекции может повлиять на обучение, социальные навыки и самооценку в будущем.

ЧТО ДЕЛАТЬ:
  • Пройти комплексную диагностику слуха, чтобы исключить нарушения слуха. Даже незначительное снижение слуха может негативно влиять на речевое развития. Особенно это актуально для часто болеющих детей.
  • Пройти неврологическую аппаратную диагностику, чтобы выявить механизмы нарушений речи. Сейчас существуют специальные тренинги, помогающие максимально активировать естественные механизмы речевого развития.
  • Начать занятия со специалистами. Рекомендации по выбору специалистов можно получить после диагностики
  • При необходимости — включить медикаментозную поддержку
  • Создать дома речевую среду, которая будет способствовать речевому развитию ребенка. В центре «Логопрогноз» проводится коучинг для родителей «Локомотив», который помогает родителям научиться использовать в повседневной жизни.
  • эффективные стратегии преодолении задержки речевого развития ребенка

Не ждите, пока «перерастёт». Речь — основа мышления, общения и успешного обучения. Научные исследования показывают, что дети, которые заговорили после 3-х лет, хуже справляются с учебной программой в школе.

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК