Сейчас термин «доказательная медицина» широко используют, и родители, и врачи. В том числе и в нашей стране. Казалось бы все логично: важно не навредить ребенку, а потенциальная польза должна быть научно доказана. Но все не так просто.
Доказательность тех или иных методов определяется с помощью клинических исследований, которые строятся по определенным правилам и принципам. Один из основных принципов: должен быть использован «двойной слепой метод».
Допустим, в исследовании, которое длится 12 месяцев, участвует ребенок с аутизмом. Его родители подписывают документ, что в течении года ни они, ни врач не будут знать: ребенок получает лечение или плацебо («пустышку», которая ни на что не влияет). При этом родители обязуются не водить ребенка на другие занятия и не давать ему никакие препараты.
Уже на этом этапе можно задуматься: найдутся ли родители, которые на такое согласятся? Этично ли это: предлагать плацебо, если врач считает, что его методы могут уменьшить проявления аутизма у ребенка?
Как показывает практика, пациенты, получающие плацебо тоже иногда замечают у себя улучшения. Поэтому на следующем этапе авторам исследования необходимо доказать, что эффект от лечения выше, чем эффект от плацебо.
Если мы говорим о детях, то тут вообще все гораздо сложнее: ребенок растет и развивается, если исследование длительное, то сложно доказать причинно-следственную связь между воздействием и результатом. Это подействовало лекарство (терапия) или ребенок просто подрос. А может ситуация в семье изменилась в лучшую сторону и изменилось психологическое состояние ребенка? Или ребенка тайно водили к логопеду и все лавры нужно отдать этому специалисту.
Для того, чтобы добиться высшего уровня доказательности, рандомизированных контролируемых исследований должно быть проведено очень много. Они критически оцениваются независимыми экспертами и из них формируются метаобзоры.