Томатис детям с эпилепсией
Можно ли проводить Томатис детям с эпилепсией?
Ответу на этот вопрос посвящено исследование "Прогноза" о методике Томатис у детей с эпилепсией/эпилептической активностью на ЭЭГ, которое было представлено на февральской конференции Международной противоэпилептической лиги ILAE в Дели (Индия). Исследование представляла невролог Наталья Коньшина.

О чем наше исследование:
Использование аудиотренинга по методу А. Томатиса у детей с эпилепсией и нарушениями речевого и интеллектуального развития

Н. Коньшина¹, В. Ефимова²
¹ Детская неврологическая клиника «Прогноз», Санкт-Петербург, Российская Федерация
² Кафедра возрастной педагогики и семейной психологии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Цель:
Поиск эффективных методов реабилитации детей с эпилепсией является актуальной задачей, поскольку у этих детей часто встречаются нарушения речевого и интеллектуального развития. Мы оценили эффективность и безопасность аудиотренинга по методу А. Томатиса у детей с эпилептическими изменениями и сопутствующими нарушениями развития, используя мониторинг параметров электроэнцефалографии (ЭЭГ) с помощью портативного оборудования во время прослушивания музыки.

Метод:
В период с 2018 по 2022 год мы обследовали 1100 детей в возрасте от 2,5 до 6,5 лет с расстройствами аутистического спектра и тяжелыми нарушениями речевого развития, а также с сопутствующей эпилепсией. Классический аудиотренинг по методу Томатиса проводился в течение 15 дней. Тренинг был направлен на модуляцию работы слуховой и вестибулярной систем для нормализации способности к обучению и повышения качества жизни. Параметры ЭЭГ регистрировались с использованием частотных фильтров до, во время и после обучения.

Результаты:
Было установлено, что у 81% детей показатели ЭЭГ оставались стабильными до, во время и после аудиотренинга по Томатису. У 9% детей наблюдалась тенденция к ухудшению показателей ЭЭГ. У 10% детей зафиксировано снижение выраженности эпилептиформных изменений.

Заключение:

Аудиотренинг по методу А. Томатиса не приводит к ухудшению электроэнцефалографической картины у большинства детей и может использоваться в реабилитации детей с эпилептиформными нарушениями и эпилепсией под контролем эпилептолога и после предварительной функциональной диагностики. Учитывая возможности современных электроэнцефалографов для повышения безопасности детей с сопутствующими эпилептиформными нарушениями, рекомендуется проводить аудиотренинг по методу А. Томатиса под контролем ЭЭГ.