Это система поддержки языкового развития детей от рождения до 6 лет, разработанная доктором психологических наук В. Л. Ефимовой.
Работа с неговорящими детьми и детьми, имеющими коммуникативные или поведенческие нарушения, начинается на занятиях ДЭКО (движение, эмоции, коммуникация обучение), которые проводят специально подготовленные психологи или логопеды. На этих занятиях формируется доречевой фундамент языкового развития. Инструктор следует за инициативой ребенка, поддерживая его интерес к общению с помощью специальных стратегий, и увеличивает продолжительность диалога с ребенком.
Стратегии ДЭКО используют также все специалисты на всех занятиях, это позволяет создать у ребенка мотивацию, которая помогает ему заговорить или существенно улучшить качество речи.
КОМУ НАЗНАЧАЕТСЯ?
Детям младше 6 лет с любыми нарушениями языкового и коммуникативного развития: аутизм, задержка психоречевого развития (ЗПРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР), синдром Дауна.
КАКУЮ ПРОБЛЕМУ ЭТО РЕШАЕТ?
У многих детей нарушено не только развитие речи, но и развитие доречевых навыков общения. Ребенок до появления речи должен уметь пользоваться жестами, звуками и движениями, для того чтобы общаться с другими людьми. В норме это происходит в младенческом возрасте, но у многих детей довербальные навыки общения не сформированы даже в 3–4 года.
Обучение коммуникативным навыкам лучше всего происходит во время подвижных игр, которые ребенок придумывает сам. В этом случае положительные эмоции ребенка позволяют ускорить его речевое развитие.
КАК ПРОХОДИТ ЗАНЯТИЕ?
Занятие проходит в форме частично структурированной игры — взрослый дожидается инициативы ребенка, затем включается в игру и старается сделать диалог с ребенком как можно более продолжительным. Чем длиннее диалог со взрослым, тем больше у ребенка возможностей для языкового развития. Новые средства общения — слова — появляются как результат развития коммуникативных навыков.