ЗАЧЕМ НУЖНА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА?

Инструментальная диагностика, которая проводится в клинике «Прогноз», позволяет сделать то, что недоступно педагогам, психологам, врачам без аппаратуры: с помощью приборов заглянуть в мозг ребенка и выявить слабые звенья в его работе.
Так как работа мозга связана с функционированием других систем и органов, важную информацию также дают УЗИ-исследования, исследования слуха, лабораторная диагностика.
По результатам комплекса диагностики планируются реабилитационные мероприятия, которые будут прицельно направлены именно на слабые звенья в работе нервной системы ребенка.

Инструментальная диагностика в клинике «Прогноз» позволяет:
  • выявить нарушения в работе нервной системы ребенка, до того как они проявятся в поведении и приведут к нарушениям развития (младенцы, диагностика перед школой);
  • объективно оценить мозговые механизмы существующих нарушений развития и выбрать эффективную тактику реабилитации и занятий со специалистами;
  • оценивать эффективность реабилитации и занятий со специалистами — изменение функционирования структур мозга в развитии;
  • выявить показания и противопоказания для применения аппаратных методов — безопасность реабилитации;
  • при необходимости вовремя направить ребенка к другим специалистам (лор-врач, сурдолог, эндокринолог, уролог, офтальмолог, нейрохирург).

Особенности инструментальной диагностики в клинике «Прогноз»
  • Исследования научно обоснованы.
  • Исследования безболезненны, доставляют минимальный дискомфорт ребенку.
  • Исследования безопасны (нет лучевой нагрузки, нет наркоза).
  • Большинство исследований можно провести детям с проблемным поведением, так как ребенок участвует в диагностике пассивно.
  • Можно пройти комплекс диагностики за одно посещение клиники в Санкт-Петербурге или в Химках (Московская обл.).
По результатам исследований можно получить конкретные полезные рекомендации невролога, который хорошо знаком со всеми видами диагностики.

ЧЕМ МОГУТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ?

Слуховые вызванные потенциалы

АКУСТИЧЕСКИЕ СТВОЛОВЫЕ ВЫЗВАННЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ (АСВП)
Возраст: 1 месяц — 18 лет
Инструментально оценивается способность слуховых трактов ствола мозга с необходимой скоростью «доставлять» информацию от уха к коре мозга. Скорость зависит от уровня миелинизации слуховых трактов. Это похоже на изоляцию электрических проводов — чем лучше миелинизация, тем выше скорость.
Это исследование не заменяет диагностику слуха, оно оценивает скорость обработки слуховой информации мозгом.
Результаты показывают причины:
  • нарушений слухового внимания, скорости реагирования на просьбы и обращения;
  • нарушений способности слышать разницу между похожими звуками речи, например «б» — «п», «с» — «ш» и т. д.;
  • затруднений при восприятии речи в шуме, например в группе или в классе;
  • нарушений развития речи;
  • работоспособности;
  • нарушений сенсорной интеграции (способности обрабатывать и объединять информацию от разных органов чувств).
По результатам диагностики косвенно можно сделать выводы о возможных причинах энуреза, энкопреза, нарушений сна, жевания, глотания, работоспособности.
Как улучшить? Аудиотренинги, массаж, определенные виды физической активности, педагогическая коррекция.
Где проводится диагностика?
Санкт-Петербург, Парадная ул., д. 3, корп. 2; Смольный пр., д. 17
Химки (Московская обл.), ул. Лавочкина, д. 22; ул. Горшина, д. 2

КОГНИТИВНЫЕ ВЫЗВАННЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ
P300, ИЛИ ОЦЕНКА НЕГАТИВНОСТИ РАССОГЛАСОВАНИЯ (MMN)
Инструментальное исследование электрических ответов мозга, возникающих при изменении звукового стимула. Исследование проводится дополнительно во время АСВП, дает представление о функциональной зрелости слуховой системы мозга на уровне гиппокампа и коры.
Результаты показывают возможные причины нарушений:
  • внимания;
  • способности к обработке слуховой информации;
  • способности к обучению.
Как улучшить? Аудиотренинги, педагогическая коррекция.
Где проводится диагностика?
Санкт-Петербург, Парадная ул., д. 3, корп. 2
Химки (Московская обл.), ул. Лавочкина, д. 22; ул. Горшина, д. 2

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МОЗЖЕЧКА (МЕТОДИКА 40 ГЦ)
Возраст: 1 месяц — 18 лет.
Оценка качества функционирования мозжечка позволяет выбрать максимально эффективные методики реабилитации. Результаты диагностики 40 Гц необходимо анализировать в комплексе с результатами инструментальной диагностики вестибулярной системы.

Результаты показывают функциональное состояние мозжечка. Современные научные данные показывают, что мозжечок участвует во многих сферах жизни человека:
  • Сенсомоторная сфера.
  • Внимание: направленное внимание, переключаемость.
  • Язык и речь.
  • Эмоции и выражение эмоций с помощью мимики и движений.
  • Исполнительные функции: когнитивная гибкость, память, тормозной контроль.
  • Эмпатия и социальное поведение.
  • Чувство времени.
Как улучшить? Аудиотренинги, музыкальная терапия (работа с ритмом), определенные виды физической активности.
Где проводится диагностика?
Санкт-Петербург, Парадная ул., д. 3, корп. 2; Смольный пр., д. 17
Химки (Московская обл.), ул. Лавочкина, д. 22; ул. Горшина, д. 2

ДИАГНОСТИКА ВЕСТИБУЛЯРНОЙ ФУНКЦИИ И БАЛАНСА

ЦЕРВИКАЛЬНЫЕ ВЕСТИБУЛЯРНЫЕ МИОГЕННЫЕ ВЫЗВАННЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ (ЦВМВП)
Возраст: 3 месяца — 18 лет
Инструментально оценивается рефлекс, отражающий степень миелинизации части вестибулярной системы, которая регистрирует гравитацию и линейное ускорение при движениях головы.
Результаты показывают возможные причины нарушений:
  • работоспособности;
  • мышечного тонуса;
  • осанки;
  • способности заниматься интеллектуальной деятельностью в статичном положении (например, сидя за столом);
  • способности контролировать автоматические движения глазных яблок;
  • баланса (особенно в статичных положениях);
  • ориентировки в пространстве;
  • освоения чтения, письма, математики;
  • сенсорной интеграции (способности обрабатывать и объединять информацию от разных органов чувств).
Как улучшить? Аудиотренинги, определенные виды физической активности.
Где проводится диагностика?
Санкт-Петербург, Парадная ул., д. 3, корп. 2; Смольный пр., д. 17
Химки (Московская обл.), ул. Лавочкина, д. 22; ул. Горшина, д. 2

ПОСТВРАЩАТЕЛЬНЫЙ НИСТАГМ С ЭЛЕКТРООКУЛОГРАММОЙ (ПВН)
Возраст: 1 месяц — 18 лет
Инструментально оценивается вестибулярный рефлекс, который отражает работу отделов вестибулярной системы, регистрирующих угловое ускорение при движениях головы.
Результаты показывают возможные причины нарушений:
  • речевого развития;
  • глазного контакта;
  • сенсорной интеграции (способности обрабатывать и объединять информацию от разных органов чувств);
  • развития координации движений;
  • освоения чтения, письма, счета.
Как улучшить? Аудиотренинги, определенные виды физической активности.
Где проводится диагностика?
Санкт-Петербург, Парадная ул., д. 3, корп. 2
Химки (Московская обл.), ул. Лавочкина, д. 22; ул. Горшина, д. 2

АЙТРЕКИНГ
Возраст: 2 года — 18 лет
Инструментально оценивается связь между вестибулярным аппаратом и глазами (вестибулоглазной рефлекс, оптокинетический нистагм).
Результаты показывают возможные причины нарушений:
  • произвольного внимания;
  • освоения чтения и письма;
  • развития координации движений.
Ребенка могут беспокоить:
  • болезнь движения (кинетоз);
  • неустойчивость при поворотах головы;
  • головокружение.
Как улучшить? Определенные виды физической активности: теннис, игры с мячом, фрисби, бадминтон и т. д.
Где проводится диагностика?
Санкт-Петербург, Парадная ул., д. 3, корп. 2
Химки (Московская обл.), ул. Лавочкина, д. 22; ул. Горшина, д. 2

ПОСТУРОГРАФИЯ
Возраст: 6 лет (если ребенок выполняет инструкции) — 18 лет
Инструментально оценивается способность сохранять статический баланс, которая зависит от совместной работы вестибулярной, зрительной и мышечно-суставной систем. Исследование проводится на специальной платформе. Косвенно результаты тестов отражают функциональную зрелость мозжечка.
Результаты показывают возможные причины нарушений:
  • произвольного внимания;
  • способности одновременно смотреть и слушать;
  • способности спокойно сидеть на уроке и воспринимать информацию;
  • сенсорной интеграции.
Результаты также могут свидетельствовать о следующих проблемах:
  • нарушения осанки;
  • плоскостопие;
  • нарушения зрения;
  • нарушения кровоснабжения шеи и головы.
Как улучшить? Определенные виды физической активности, постурографический БОС-тренинг, массаж.
Где проводится диагностика?
Санкт-Петербург, Парадная ул., д. 3, корп. 2
Химки (Московская обл.), ул. Горшина, д. 2

ХАБИЛЕКТ (HABILECT)
Возраст: 6 лет (возможно раньше, если ребенок выполняет инструкции) — 18 лет
Инструментально с использованием лазерно-оптической системы оценивается статический и динамический баланс, походка. Прибор позволяет провести 3D-оценку баланса. Косвенно результаты тестов отражают функциональную зрелость мозжечка.
Результаты показывают возможные причины нарушений:
  • развития координации движений;
  • произвольного внимания;
  • способности спокойно сидеть на уроке и воспринимать информацию;
  • сенсорной интеграции.
Результаты также могут свидетельствовать о следующих проблемах:
  • нарушения осанки;
  • плоскостопие;
  • нарушения зрения;
  • нарушения кровоснабжения шеи и головы.
Как улучшить? Определенные виды физической активности, постурографический БОС-тренинг, массаж.
Где проводится диагностика? г. Химки, ул. Горшина, д. 2

ДИАГНОСТИКА СЛУХА

ДИАГНОСТИКА СЛУХА
Возраст: 1 месяц — 18 лет
Комплексная аппаратная диагностика слуха состоит из нескольких методик: объективная аудиометрия (КСВП); тимпанометрия; отоакустическая эмиссия; скрининг частотного спектра слуха на основе mASSR. Необходимо проходить все исследования, так как каждый вид диагностики оценивает работу определенного отдела слуховой системы.
Результаты диагностики могут указывать:
  • на воспалительные процессы в ухе;
  • на аденоидит;
  • на наличие серной пробки или инородного тела в слуховом проходе;
  • на снижение слуха (врожденное или приобретенное).
Как улучшить? По результатам диагностики пациент может быть направлен к лор-врачу для назначения лечения или к аудиологу для проведения дополнительного обследования с целью определения степени и формы нарушения слуха и выбора метода слухопротезирования.
Нарушения слуха часто сочетаются с неврологическими нарушениями, которые требуют лечения у невролога. Воспалительные процессы в ухе могут быть временным противопоказанием для проведения некоторых аппаратных методов реабилитации.
Где проводится диагностика?
Санкт-Петербург, Смольный пр., д. 17

ДИАГНОСТИКА ЗРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ЦВЕТОТЕСТИРОВАНИЕ
Возраст: 5 лет (если ребенок выполняет инструкции) — 18 лет
С помощью разноцветных линз и зрительных тестов выявляются признаки зрительного стресса, который может быть причиной:
  • трудностей в обучении (дислексии, дисграфии, дискалькулии);
  • нарушения внимания (СДВГ);
  • неустойчивой работоспособности;
  • головных болей.
Как улучшить? Индивидуально подобранные цветные линзы, определенные виды физической активности; учет особенностей при организации среды.
Где проводится диагностика?
Санкт-Петербург, Смольный пр., д. 17

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ВЫЗВАННЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ
Возраст: 1 месяц — 18 лет
Инструментально оценивается скорость и симметричность проведения биоэлектрических импульсов по зрительной системе от сетчатки глаза до зрительной коры — электрические ответы мозга на вспышку или шахматный паттерн.
Результаты диагностики отражают:
  • степень функциональной зрелости зрительной системы;
  • наличие асимметрии при обработке зрительной информации.
При дисфункциях может нарушаться: Эффективность обработки зрительной информации.
Как улучшить? По результатам диагностики ребенок может быть направлен к офтальмологу для дополнительного обследования и назначения лечения. Диагностика также позволяет оценивать степень изменений функциональных возможностей зрительных путей в результате реабилитации и развития ребенка.
Где проводится диагностика?
Санкт-Петербург, Парадная ул., д. 3, корп. 2; Смольный пр., д. 17.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

ТЕСТ РАВЕНА
Возраст: 4,5 года (если ребенок выполняет инструкции) — 18 лет
Компьютерный вариант теста для оценки невербального интеллекта детей старше 4,5 года, подростков и взрослых (нарушения речи не влияют на результаты теста, если испытуемый понял задание).
Низкие показатели при выполнении теста могут свидетельствовать о проблемах:
  • с логическим мышлением;
  • с обучаемостью;
  • с произвольным вниманием.
Высокие показатели при выполнении теста указывают на то, что трудности ребенка в обучении не связаны с интеллектуальными нарушениями. Необходимо искать другие причины.
Как улучшить? Педагогические занятия, аппаратные методы модуляции работы мозга.
Где проводится диагностика?
Санкт-Петербург, Парадная ул., д. 3, корп. 2

РИТМОТЕСТ
Возраст: 5 лет (если ребенок выполняет инструкции) — 18 лет
Инструментально оценивается способность воспринимать на слух, запоминать и воспроизводить ритмы разной сложности (отстукивать карандашом по специальной платформе) — ритмический тест Миры Стамбак. Для каждого возраста есть определенный уровень сложности. Косвенно результаты теста отражают функциональную зрелость мозжечка.
Если показатели хуже возрастной нормы, у ребенка могут быть проблемы:
  • с чтением;
  • с письмом;
  • с памятью;
  • с произвольным вниманием.
Как улучшить? Аудиотрениги, определенные виды физической активности, музыкально-ритмические занятия.
Где проводится диагностика?
Санкт-Петербург, Парадная ул., д. 3, корп. 2
Химки (Московская обл.), ул. Горшина, д. 2
ПОВЕРХНОСТНАЯ МИОГРАФИЯ В ОБЛАСТИ РТА
Поверхностная миография VitalStim Plus
Возраст: 1 месяц — 18 лет
Инструментальная диагностика силы и симметричности работы мышц лица.
Результаты показывают возможные причины трудностей:
  • с сосанием;
  • с глотанием;
  • с жеванием;
  • с артикуляцией;
  • с контролем закрывания рта;
  • с контролем слюнотечения (вытекание слюны изо рта);
  • с мимикой.
Как улучшить? Физиотерапевтические методы, БОС-тренинг, логопедический массаж, занятия с логопедом.
Где проводится диагностика?
Санкт-Петербург, Смольный пр., д. 17

ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ

НОЧНОЙ ВИДЕО-ЭЭГ-МОНИТОРИНГ
Возраст: 1 месяц — 18 лет
Во время обследования проводится длительная запись электроэнцефалограммы, синхронизированная с видео- и аудиозаписью двигательной и поведенческой активности ребенка. Продолжительность исследования определяет врач. Чаще всего это 8–10 часов, включая ночной сон, а также спокойное бодрствование вечером и утром. Чем длиннее запись, тем большей информацией о ребенке будет располагать врач, чтобы поставить правильный диагноз. Более чем у 40% детей с нарушениями развития на ночном видео-ЭЭГ-мониторинге выявляется патологическая электрическая активность мозга.
Данные ночного видео-ЭЭГ-мониторинга необходимы:
  • перед интенсивным курсом реабилитации для индивидуального подбора безопасных методов реабилитации;
  • для выявления возможных причин ряда неврологических нарушений (обмороки, энурез, заикание, нарушение когнитивного развития и др.);
  • для выявления патологической активности мозга, которая проявляется только во сне, и определения выраженности нарушений;
  • для подтверждения диагноза «эпилепсия» и локализации эпилептических очагов;
  • для назначения и корректировки медикаментозного лечения;
  • для оценки результатов и безопасности реабилитации ребенка;
  • для оценки функционального состояния мозга младенцев.
Как улучшить? При выявлении нарушений требуется консультация невролога-эпилептолога. При необходимости может быть назначено медикаментозное лечение.
Где проводится диагностика?
Санкт-Петербург, Парадная ул., д. 3, корп. 2; Смольный пр., д. 17
Химки (Московская обл.), ул. Горшина, д. 2

ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ
Возраст: 1 месяц — 18 лет
Инструментально оценивается электрическая активность мозга, в том числе во время дыхательных проб и проб с мигающим светом. Результаты этого исследования позволяют выявить пациентов, которым показан длительный видео-ЭГГ-мониторинг.
При выявленных патологических изменениях может нарушаться:
  • когнитивное развитие;
  • сон;
  • формирование навыков.
Патологические изменения могут быть:
  • причиной регрессов в развитии;
  • противопоказанием для некоторых видов активности и методов реабилитации;
  • причиной потерь сознания;
  • причиной судорог, в том числе во время болезни, замираний и «ухода в себя»;
  • причиной нарушений сна (вздрагиваний во сне, ночных пробуждений с плачем и возбуждением);
  • причиной ночного недержания мочи.
Как улучшить? При выявлении нарушений требуется консультация невролога-эпилептолога. После проведения ночного видео-ЭЭГ-мониторинга при необходимости может быть назначено медикаментозное лечение.
Где проводится диагностика?
Санкт-Петербург, Парадная ул., д. 3, корп. 2; Смольный пр., д. 17
Химки (Московская обл.), ул. Лавочкина, д. 22

УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ДИАГНОСТИКА

УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ДОППЛЕРОГРАФИЯ (УЗДГ)
Возраст: 1 месяц — 18 лет
Инструментально оценивается качество артериального кровоснабжения шеи и головы, а также венозного оттока крови из мозга; симметричность работы кровеносных сосудов головы и шеи.
Результаты показывают возможные причины нарушений:
  • сна;
  • работоспособности и самочувствия;
  • устойчивости к эмоциональным и интеллектуальным нагрузкам.
Ребенка могут беспокоить:
  • головокружения;
  • головные боли;
  • скачки артериального давления;
  • метеозависимость;
  • носовые кровотечения.
Могут выявляться противопоказания для занятий некоторыми видами спорта, где есть нагрузка на шею.
Могут быть выявлены признаки врожденных патологий: аномалии Киммерли, Киари.
Как улучшить? Массаж, медикаментозное лечение, физиотерапия. Может потребоваться дополнительное рентгенографическое исследование.
Где проводится диагностика?
Санкт-Петербург, Парадная ул., д. 3, корп. 2; Смольный пр., д. 17
Химки (Московская обл.), ул. Лавочкина, д. 22

НЕЙРОСОНОГРАФИЯ (НСГ, или УЗИ МОЗГА)
Возраст: 0 — 1 год (в некоторых случаях можно провести детям старше)
Ультразвуковое исследование мозга. В большинстве клиник проводится только через родничок. В нашей клинике дополнительно проводится исследование через височную кость с использованием более мощного датчика, поэтому можно проводить НСГ детям, у которых родничок уже закрылся.
Что позволяет сделать диагностика?
  • оценить структуры мозга, ликворную систему и выявить патологические изменения;
  • исключить или подтвердить влияние гипоксии на развитие ребенка (кисты головного мозга, внутрижелудочковые кровоизлияния);
  • выявить показания для направления ребенка на МРТ мозга.
Как улучшить? При выявлении патологических изменений ребенок может быть направлен на МРТ и к нейрохирургу для определения тактики лечения.
Где проводится диагностика?
Санкт-Петербург, Парадная ул., д. 3, корп. 2; Смольный пр., д. 17