Как основной метод коммуникации речь ребенка активно развивается уже на первом году жизни. К году малыш должен в норме говорить 3–10 простых слов.
Речь – сложный двигательный акт, производимый речевой мускулатурой. Ощущения от движения и тонус артикуляционных мышц формируются на 1 году жизни в триаде «глотание-жевание-речь».
Глотание – сложный комплекс движений, необходимый для перемещения пищи изо рта через пищевод в желудок. Глотательный рефлекс врожденный. В норме в акте глотания участвуют 22 мышцы. Когда у ребенка прорезываются молочные зубы и сосание заменяется жеванием, тип глотания у ребенка перестраивается.
Акт жевания также важен в формировании моторной стороны речи.
В пережевывании твердой пищи участвуют мышцы щек, задействованные в произнесении согласных звуков. При измельчении пищи зубами работают челюсти, что влияет на формирование прикуса.
Если ребенок не умеет жевать, он не получает многократной тренировки всех речевых мышц. Снижается тонус артикуляционного аппарата, что может привести к дизартрии – нарушению звукопроизношения.
Для профилактики речевых нарушений важно обучать ребенка жеванию. В период введения прикорма, в возрасте 4-5 месяцев, когда пища гомогенная, она уже должна даваться с ложечки, порционно, чтобы малыш начал осваивать жевательные движения.
Для любого развития требуются усилия. Усложнение пищевых структур, увеличение нагрузки при жевании развивают мышечный тонус. В звукопроизношении это проявляется в способности принять и удержать артикуляционную позу. Увеличение объема движений мышц (глотание -> жевание гомогенной пищи -> жевание твердой пищи или кусочковое питание) формирует кинетическую составляющую речи: переключение между движениями и способность произносить не отдельные звуки, а слоги и многосложные слова.
Важно вовремя вводить прикорм и учить малыша жеванию. Так тренируются мышцы, благодаря которым он уже совсем скоро скажет вам «приятного аппетита».