Указательный жест – это способ невербального общения ребенка с окружающим миром. Он предшествует речи и используется для направления собственного внимания или внимания других людей на какой-либо объект.
Указательный жест развивается в течение первого года жизни:
в 9 месяцев по отношению к близко расположенным объектам;
в 12-13 месяцев уже для привлечения внимания других людей к объектам вдалеке.
Понимание его развивается у ребенка чуть раньше, в 6-12 месяцев, и зависит от расстояния между указательным пальцем и объектом, на который он направлен. Указательный жест – предиктор появления первых слов. По данным исследований, количество указательных жестов, используемых годовалым ребенком за определенное время взаимодействия, предсказывает, насколько будет развита его речь в 2 года.
Описание Баттерворта помогает дифференцировать другие движения, которые также могут нести функцию указания на объект для привлечения внимания: всей рукой, своей или чужой, глазами, поворотом головы и т.п. Указательный же жест выглядит так: указательный палец и рука вытянуты по направлению к интересующему объекту, тогда как остальные пальцы руки собраны вместе и удерживаются большим пальцем.
Выделяют два типа указательных жестов:
императивный – с целью получения желаемого: «Я хочу игрушку!»
декларативный – с целью привлечь внимание собеседника: «Смотри, игрушка!»